Технология обеззараживания зерна

 УТВЕРЖДАЮ:

Директор ООО  «ГРАСП»

Г.И. Зинченко

 ______________________

«01» сентября 2014 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИИ КАРАНТИННЫХ И ПОДКАРАНТИННЫХ ОБЪЕКТОВ

        ПРЕПАРАТАМИ НА ОСНОВЕ ФОСФИДА АЛЮМИНИЯ И МАГНИЯ

НА СУДАХ В РЕЧНЫХ И МОРСКИХ ПОРТАХ УКРАИНЫ, В ГРУЗОВЫХ КОНТЕЙНЕРАХ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНАХ, ЭЛЕВАТОРАХ, СКЛАДСКИХ ПОМЕЩЕНИЯХ

 

(утверждена  приказом №7 /адм.  от 01.09.2014г.)

ОДЕССА – 2014

 

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

            Данная технологическая инструкция разработана  в соответствии с требованиями  Законов  Украины "Про карантин растений", "Про забезпечення санітарного та епідемічного благополуччя населення", "Про пестициди і агрохімікати", "Про охорону навколишнього природного середовища", "Про охорону праці", «Рекомендациями по безопасному использованию пестицидов на судах» Международной Морской Организации (IMO – International Maritime Organization 2002 г.),  «Временной Инструкцией по технологии и обеспечению безопасности при обеззараживании зерна и сельхозпродуктов препаратами на основе фосфина на судах водного транспорта Украины» 1999 г., Государственными санитарными правилами «Транспортировка, хранение и применение пестицидов в народном хозяйстве» № 8.8.1.2.001-98 и «Инструкцией по технике безопасности при хранении, транспортировке и  применению пестицидов в сельском хозяйстве» и  предназначена  для внутреннего применения  ООО «ГРАСП».

            Данная инструкция определяет технику и технологию обеззараживания в транзите и у причала зерновых грузов и древесины в трюмах судов, в контейнерах, элеваторах, складских помещениях, железнодорожных вагонов  с использованием препаратов на основе фосфина, внесенных в Реестр пестицидов, разрешенных для применения в Украине. А также  способ взаимодействия фумигационной компании с согласующими, организующими государственными структурами. 

        Обеззараживание (фумигация) сельскохозяйственной, лесной и промышленной продукции, тары,   складов, вагонов, трюмов судов и т.д. газообразными пестицидами - фумигантами - один из наиболее эффективных методов предупреждения распространения вредных видов фауны, в том числе и карантинных зонах, между странами и внутри страны. 

Идеальный фумигант должен обладать следующими свойствами:

низкой стоимостью, высокой токсичностью для насекомых при отсутствии опасности для человека, хорошей проникающей способностью, не сорбироваться продукцией, иметь предупреждающие свойства (запах), не вызывать побочных действий (коррозия), не быть взрывоопасным, хорошо храниться, не вызывать резистентность у насекомых. Поиски подобного препарата постоянно ведутся.

Фосфин – один из фумигантов, что практически не сорбируется зерном, зернобобовыми и другими  сельскохозяйственными продуктами, древесиной,  имеет предупреждающий запах и не аккумулируется в организме человека; не удерживается на открытых пространствах, опасные концентрации могут возникнуть только в изолированных помещениях. 

 

 

 

  1. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРЕПАРАТОВ НА ОСНОВЕ ФОСФИНА

 

Фосфин –                                               химическая формула РН3;

 молекулярная масса –                           34,04;

Газ в                                                        1,5 раза тяжелее воздуха;

точка кипения –                                     87°С ниже нуля;

точка замерзания –                                 133,5°С ниже нуля;

скрытая теплота испарения –                102,6 кал/г;

нижний предел взрывчатости –          1,79% по объему воздуха;

запах –                                                    напоминает запах карбида.

Давление газа (атм.) при температуре: 0°С – 21,6; 20°С – 34,2; 40°С – 51,9.

Способен к самовозгоранию                при контакте с капельножидкой влагой.

Нижний порог самовозгорания           26-28 мг/л.

     

Запах газообразного фосфина ощущается при концентрации 0,02-0,04мг/ куб.м. Предельно допустимая концентрация ПДК фосфина, принятая в Украине для воздуха в рабочей зоне, составляет 0,1мг/куб., в США, Англии, Болгарии и др. 0,1ppm (0.14 мг/куб.м), а безопасная при воздействии на протяжении 15 минут без средств защиты органов дыхания, аварийная концентрация – STEL – равна 0,6 ppm (0.8 мг/куб.м.). ПДК для атмосферного воздуха и воздуха в жилых помещениях  составляет 0,01 мг/куб.м..

Фосфин не воздействует на сталь, оцинкованную и белую жесть, дерево, шелковые и хлопчатобумажные ткани, мешковину, брезент. Вызывает сильное окисление медных предметов. Хорошо растворяется в воде.

Препараты в виде таблеток, гранул фосфида алюминия выпускаются в Германии под названием «Фостоксин», в виде таблеток и порошка в США под названием «Фумитоксин» и «Детиа», «Фоском», «Фостек» производства Бразилии и «Гелиофос», «Алфос»  Китайского происхождения. В Германии, кроме того, изготовляют препарат на основе фосфида магния в виде таблеток и гранул под названием «Магтоксин», в виде одинарных плит – «Плейтс», соединенных по 16 штук в «стрипс».

        Гранулы и таблетки препаратов изготовлены из спрессованных компонентов: фосфида алюминия и карбомата амония – и покрыты с наружи парафином. Таблетки содержат фосфид алюминия и стабилизатор, предотвращающее его быстрое разложение. Диаметр гранул 9 мм, длина 7 мм, масса 0,6 г. Диаметр таблеток 19 мм, длина 6 мм, масса 3 г.                                         

                                                                                                                                                                  При взаимодействии фосфида алюминия с влагой воздуха или продукции выделяется фосфористый водород, остается гидроокись алюминия – порошок светло-серого цвета, который удаляется аспирацией или сепарированием и не влияет на качество продукции.

Реакция происходит по формулам:     

АLP + 3H2O ® AL(OH)3 + PH3.

MgP + 3H2O = Mg(OH)3 + PH3.

Благодаря тому, что компоненты препаратов спрессованы и имеют в своем составе парафин, реакция разложения фосфида алюминия начинается в зависимости от условий через 1-4 часа после контакта с влагой.

Таблетки или гранулы полностью разлагаются за 12-48 ч. Разложение происходит тем быстрее, чем выше температура и содержание влаги в воздухе. При разложении одной гранулы выделяется - 0,2 г. фосфористого водорода, при разложении одной таблетки – 1 г.

Входящий в состав препаратов карбомат аммония разлагается с выделением аммиака. Углекислый газ и аммиак снижают взрывоопасность фосфористого водорода.

Реакция разложения карбомата аммония происходит по формуле:

NH4NH2CO2  ® 2NH3 + CO2.

Замедленное разложение гранул и таблеток также снижает взрывоопасность, поскольку постепенное выделение фосфида исключает образование больших концентраций газа, но в тоже время вызывает необходимость длительной экспозиции.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ И ЗАКЛАДКА ПРЕПАРАТА НА    ОСНОВЕ ФОСФИНА НА СУДАХ

 

Фумигация – процесс выделения токсичного газа в закрытом пространстве с целью уничтожения вредителей запасов.

Фумигация в транзите должна проводиться только по усмотрению капитана судна. Это ясно должны понимать судовладельцы, фрахтователи и все другие заинтересованные стороны при рассмотрении вопроса о транспортировке груза, который может быть заражен.

Работы по обеззараживанию зерна в трюмах судов от вредителей, а также в профилактических целях выполняются только фумигацилнными компаниями, имеющими лицензию на право выполнения этих работ и  несущими юридическую ответственность  за качество  выполненных работ.

 Фумигация груза в трюмах проводится только после окончания погрузки всего судна и включает следующие технологические этапы:

  • Подготовительные работы.
  • Закладка препарата.
  • Экспозиция.
  • Дегазация.

 

3.1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

     

Фумигационная компания заблаговременно получает заявку на выполнение работ и информацию от агентирующих фирм о предполагаемом времени прибытия и погрузки судна с указанием страны, куда следует груз и количество тонн.

Согласно «Рекомендаций по безопасному использованию пестицидов на судах» Международной Морской Организации (IMO – International Maritime Organization 2002 г., груз который подвергся фумигации автоматически переходит в разряд опасных грузов и соответственно суда морского и речного флотов, на которых предполагается обеззараживание груза препаратами на основе фосфина должны отвечать следующим требованиям, которые контролируются специалистами фумотряда:

- иметь механическую систему открытия и закрытия трюмных  крышек;

- иметь принудительную вентиляцию жилых, рабочих и служебных  помещений;

- система вентиляции трюмов не должна проходить через рабочие,                                                                                                                                                     служебные и жилые помещения судна;

- иметь заключение Международного Морского Регистра на перевозку опасных грузов;

- должны быть обеспечены средствами газоанализа и средствами индивидуальной защиты, аптечкой неотложной помощи на случай отравления фосфином.

Инспекцию трюмов для определения готовности судна к фумигации рекомендуется проводить до начала его погрузки, когда трюма еще пусты. Инспекция трюмов судна должна включать в себя следующее:

  1. проверка герметичности крышек трюмов, вентиляционных    люков и других закрытий;
  2. конструкции и системы, такие как коффердамы, трубопроводы, тоннели, льяла, противопожарные системы, электропроводка и т.п., через которые газ может проникнуть в другие помещения;
  3. с особым вниманием проводить осмотр трюмов, проходящих под настройкой судна или имеющих общую переборку с жилыми помещениями, удостовериться в их полной герметичности и невозможности проникновения газа в жилые помещения;

По окончании инспекции трюмов фумигатор составляет «Акт о готовности грузовых трюмов судна к фумигации», в котором отмечается годность каждого трюма к фумигации. Если какой-либо трюм не годен для фумигации, то в акте должна быть указана причина. Этот акт должен быть подписан фумигатором и капитаном судна или ответственным лицом, заменяющим капитаном.(Приложение № 2)

Представитель фумотряда вручает капитану судна под подпись следующий пакет документов «Официальное предфумигационное уведомление» (Приложение № 1), «Меры безопасности в рейсе, при дегазации груза и его разгрузке» (Приложение № 4), «Меры противопожарной безопасности и средства индивидуальной защиты» (Приложение № 5), «Список средств газоанализа и газозащиты, переданных на судно фумигационной компанией» (Приложение № 6), «Перечень медикаментов и медицинского инструментария, необходимый для оказания первой помощи при отравлении фосфином» (Прложение № 7),   «Расположение точек инструментального контроля герметичности трюмов перед рейсом и Инструкция по замеру концентрации фосфина» (Приложение № 9) и знакомит капитана с техникой личной и общественной безопасности, пожарной безопасности, средствами индивидуальной защиты, симптомами отравления и оказания первой помощи. Проводит инструктаж ответственного лица, назначенного капитаном, и выдает ему копию инструкции по применению фумиганта и акт осмотра трюмов, подписанного фумигатором и ответственным лицом, обеспечив следующую информацию:

  1. перечень трюмов подлежащих фумигации;
  2. методы закладки фумиганта;
  3. меры предосторожности во время рейса, симптомы отравления методы первой помощи;
  4. что два члена экипажа прошли инструктаж по  использованию средств индивидуальной защиты и газоанализаторов на борту судна  ;
  5. список помещений и открытых пространств судна, которые должны проверяться в рейсе на предмет утечки газа как минимум один раз в сутки;
  6. инструкция по вентиляции трюмов и действия экипажа в случае утечки газа;
  7. противопожарная безопасность, средства и методы тушения фумиганта.

На основании полученных при инспекции судна данных, а также исходя из конструктивных особенностей судна, физико-химических свойств фумиганта, температуры и характера груза, его влажности, продолжительности рейса и других факторов, определить возможность, условия и технологию эффективного обеззараживания груза.

С учетом выбранной технологии обеззараживания специалист фумотряда определяет расход на каждый трюм препарата, содержащего фосфин, и составляет схему ввода препарата в груз или распределения его по поверхности груза, о чем составляется «Фумигационный план» (Дополнение №3), который выдается капитану судна под подпись.

По окончании всех подготовительных операций специалист фумигационной компании проверяет выполнение всех работ и составляет «Акт готовности судна к газации» (Приложение № 8)

Согласно «Временной инструкции…» : Ответственный за фумигацию передает капитану судна под подпись средства газоанализа и газозащиты:

а)  две противогазные панорамные маски;

б) четыре противогазных фильтра;

в) ручной газоанализатор (аспиратор);

г) 30 индикаторных  трубок для определения безопасных концентраций фосфина ( в дозе 0,01-0,30 ppm – 10 шт., в дозе  0,1- 4,0 ppm – 20 штук).

Средства газоанализа и защиты органов дыхания поставляются на судно с учетом конструктивных особенностей судна и длительности рейса. При этом средства газоанализа должны сопровождаться соответствующими международными стандартами или сертификатами Госстандарта Украины, позволяющих использование этих приборов на территории  страны.        

Согласно  рекомендаций ММО:

п. 3.4.3.13. «Проверка концентрации газа у трюмов, а также в жилых и производственных  помещениях, судна, должна проводиться на протяжении всего рейса, по меньшей мере, через каждые восемь часов или чаще, если это рекомендуется представителем фумигационной компании. Показания должны записываться в судовой журнал».

То есть, минимум трижды в день необходимо проводить замеры газа. Если концентрации газа нет, то одна открытая индикаторная трубка может быть использована в течение 24 часов, при условии, что хранится с загерметизированными концами. Потом трубки будут интенсивно расходоваться при дегазации в порту назначения. Что касается средств защиты органов дыхания, то количество масок и фильтров определяется необходимым количеством членов экипажа, участвующих в открытии и закрытии крышек трюмов и замера газа. Поэтому, необходимое количество определяет ответственный по фумигации представитель фумигационной компании. Она же, эта компания поставляет перечисленное оборудование, но это не значит, что должна делать это за свой счет.

 

Оборудование и спецодежда, применяемая для проведения фумигационных работ:

  • металлический зонд с накручивающимися секциями для введения таблеток или гранул на необходимую  глубину груза;                                                                                                                                    
  • газоанализатор для контроля концентрации газа в рабочей зоне;
  • психрометр для измерения влажности, термощуп для измерения  температуры зерна;
  • панорамные маски и фильтры для защиты органов дыхания;
  • легко вентилируемая (хлопчатобумажная куртка и штаны, кожаная обувь) спецодежда;
  • головной шлем для защиты головы;
  • рукавицы или перчатки для защиты рук;
  • липкая лента, монтажная пена, полиэтиленовая пленка для дополнительной герметизации трюмов;

 

  1. ФУМИГАЦИЯ В ТРАНЗИТЕ. ЗАКЛАДКА ПРЕПАРАТА

 

По окончании загрузки судна  и проведении подготовительных работ приступают непосредственно к введению препаратов на основе фосфина (таблеток, пилюль, фумисливов) в груз, находящийся в трюмах судна.

На период введения препаратов на основе фосфина в трюма, иллюминаторы и входные двери надстройки судна должны быть задраены, а система вентиляции надстройки должна быть включена.

Члены экипажа, не имеющие отношения к проведению фумигационных работ, должны быть удалены  с грузовой палубы. После завершения всех подготовительных работ ответственный специалист фумотряда представитель команды судна проводят окончательную проверку готовности судна к фумигации:

  • обозначаются помещения судна, какие подлежат контролю на содержание фосфина в период рейса и выгрузки фумигированного груза;
  • проводится проверка готовности фумигационного оборудования и средств защиты;
  • определяются обязанности каждого специалиста в данной фумигации;
  • до начала фумигации проводится инструктаж экипажа судна (не менее 2-х человек, назначенных капитаном судна) по технике безопасности и оказанию мер первой помощи.После этих мероприятий фумотряд приступает к обеззараживанию груза способом наиболее подходящим при данных условиях.

 

3.2.1 МЕТОДЫ ЗАКЛАДКИ ПРЕПАРАТА ПРИ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИИ ЗЕРНОВЫХ

 

В зависимости от страны назначения и продолжительности рейса, конструктивных особенностей судна, температуры груза, его влажности, и других факторов определяют  технологию эффективного обеззараживания груза. Фумигация может проводиться :

  • активным способом (с использованием рециркуляционной установки);
  • пассивным способом;

 Метод закладки препарата в зерно выбирается исходя из способа фумигации, требований предъявляемых страной импортером к зерну прошедшему фумигационную обработку и длительности перехода:

  • Short probe (закладка препарата при помощи короткого зонда);
  • Deep probing (закладка препарата при помощи длинного зонда);
  • Trenched in fumisleeves (закладка препарата с использованием фумислив);

 

3.2.1.1. ПАССИВНЫЙ СПОСОБ ФУМИГАЦИИ

 

С помощью зонда, который представляет собой полую трубу диаметром 30-35 мм, состоящую из свинчивающихся колен длиной 1-1,5 м каждое, таблетки вносятся в следующем порядке:

 

  1. По ширине трюма (от борта до борта) намечаются точки ввода препарата через каждые 1,5-2 м. Причем первая и последняя точка ввода должна быть не ближе чем 1,5 м. от комингса.
  2.  На расстоянии 1,5-2м. второй ряд, но по отношению  к первому в шахматном порядке. (Рис. №1) Первое колено зонда, которое имеет срез под углом 45° и подвижную крышку, препятствующую попаданию в зонд зерна при его погружении в насыпь, вводиться строго вертикально в зерновую насыпь, и по мере погружения на него навинчивается следующее колено, второе колено зонда – третье и т.д. по мере надобности, в зависимости от  метода закладки фумиганта.
  3. После максимального погружения зонда в первую точку специалист по фумигации открывает банку с препаратом и по  заранее рассчитанному фумигационному плану определяет, какое количество таблеток ему нужно внести в одну точку.     Например: норма расхода препарата определена в 1,2 г/куб.м. Объем трюма 10000 куб.м. Следовательно на один трюм требуется 12000 г. фосфина. Если используются таблетки фостоксина, магтоксина, фостека, гелиофоса, то необходимо 12000 таблеток или 36000 г. препарата, поскольку каждая таблетка выделяет 1 г. фосфина.
  4. Если по ширине трюма намечено 5 точек ввода препарата, а по длине трюма 8, то общее количество точек ввода будет 40 (5х8). Значит, в каждой точке надо внести в зерновую насыпь 300 таблеток препарата (12000 таблеток: 40 точек ввода).

 

После завершения работы на одном трюме специалисты переходят на следующий, стараясь проводить обработку трюмов по ветру. Закладка таблеток производится при полностью открытых трюмах, имея при себе противогаз в положении «На готове» (газ маска на шее или лежащая рядом) так как в начальный период (1-2 ч) в воздухе не создается опасной концентрации фосфина.

В случае прерывания этапа закладки фумиганта по метеорологическим причинам (дождь, снег, сильный туман и др.), - когда распределение фумиганта в оставшиеся трюма откладывается на неопределенный срок, - последующие работы по введению их в толщу груза или распределению их по поверхности груза должны проводиться при условии контроля воздуха рабочей зоны на грузовой палубе и в трюмах специалистами фумотряда с применением СИЗ в положении «На готове».

Сразу же по окончании закладки препаратов члены экипажа, выделенные капитаном, закрывают обработанный трюм по-походному, при необходимости проводится дополнительная герметизация.

По завершении закрытия, крепления и герметизации трюмов на них, а также на люках лазов наклеиваются предупредительные наклейки. Эти предупредительные знаки должны указать наименование фумиганта, дату и время начала и окончания фумигации.

 

         3.2.1.2. АКТИВНЫЙ СПОСОБ ФУМИГАЦИИ

 

Система рециркуляции устанавливается в трюмах судна для ускорения процесса фумигации груза в транзите и ускорения дегазации его в порту выгрузки во избежание простоя судна.

Система рециркуляции состоит из следующих компонентов:

  1. Нижний трубопровод. Включает в себя перфорированную пластиковую трубу диаметром 100 мм, которую укладывают на дно трюма в виде кольца и крепят к днищу при помощи клейкой ленты или пены. Кольцо из перфорированной трубы присоединяется при помощи тройника к цельной пластиковой трубе, ведущей в верхнюю часть лаза грузового трюма. Трубопровод крепится к трапу трюма и в верхней части лаза подключается к выходному каналу вентилятора.
  2. Верхний трубопровод. Включает в себя цельную пластиковую трубу диаметром 100 мм которая крепится к всасывающему каналу вентилятора и выводится в верхнюю часть трюма на поверхность груза. К верхнему концу цельной трубы подсоединяется десять метров перфорированной трубы для забора воздуха из надзернового пространства трюма. Конец этой трубы заделывается клейкой лентой во избежание попадания зерна в трубопровод.

 

 

 
 


Установка нижнего и цельного верхнего трубопроводов системы рециркуляции производится до начала загрузки судна. Верхний трубопровод выводится к верхней части комингса внутри трюма и крепится веревкой. В процессе погрузки устанавливается вентилятор и подключается к трубопроводам и судовой электросети. По окончании погрузки штивки груза в трюме, десять метров перфорированного трубопровода подсоединяется к цельному и служит для забора воздуха (газовой смеси) с поверхности груза. Затем по согласованию с капитаном судна производится внесение фумиганта (таблеток) в зерно. Трюма закрываются и включаются вентиляторы системы рециркуляции.       

Во избежание повреждения трубопроводов системы рециркуляции, следующие меры предосторожности должны быть предприняты во время погрузки зерна:

  • В начале погрузки,  в первую очередь, необходимо присыпать по периметру трубопровод на дне трюма во избежание его смещения и повреждения.
  • В процессе погрузки следить за тем, чтобы не сорвало верхний трубопровод, подвязанный к верхней части трюма веревкой.

При повреждении одного из трубопроводов система рециркуляции становится неэффективной, а блокировка трубопровода может привести к опасному перегреву вентилятора во время рейса.

В случае повреждения трубопровода во время погрузки необходимо незамедлительно устранить повреждение. В ином случае трубопровод будет засыпан зерном и восстановить его будет практически невозможно.

 

После проведения комплекса работ по фумигации, фумигационная компания оформляет и выдает «ФУМИГАЦИОННЫЙ СЕРТИФИКАТ» (Приложение № 10)

 

4. ЭКСПОЗИЦИЯ

Экспозиция – время выделения и выдержки токсичного газа в закрытом пространстве с целью уничтожения вредителей запасов.

     Отсчет времени экспозиции начинается после завершения работ по закладке фумиганта во все трюма судна.

            После закладки фумиганта, представитель фумигационной компании должен оставаться на борту до тех пор, пока газ в фумигируемых грузовых помещениях не достигнет достаточно высокой концентрации для обнаружения любых возможных утечек или до тех пор, пока фумигируемый груз не будет выгружен (в случае выполнения всех этапов фумигации у причала), и в любом случае обеспечить безопасность экипажа.

            В ходе рейса члены экипажа судна, назначенные капитаном, осуществляют регулярные обходы судна (по палубе, жилым общественным и служебным помещениям, проверки должны проводиться на протяжении всего рейса или стоянки судна, каждые восемь часов или чаще показания должны записываться в судовой журнал.. При ощущении запаха, напоминающего запах гниющей рыбы, чеснока или промышленного карбида, характерного при появлении фосфина, проводят контрольные измерения концентрации его в воздухе помещений в соответствии с методикой.

Надо учитывать, что посторонние запахи (краски, машинного масла, топлива и т.д.) могут забивать запахи фосфина, поэтому в местах с посторонними запахами (например в машинном отделении) надо проводить измерение концентрации фосфина не полагаясь на обоняние. Вход в плохо вентилируемые помещения разрешается только при использовании средств индивидуальной защиты и под наблюдением второго члена экипажа.

 За исключением экстренных случаев, грузовые помещения, за герметизированные для фумигации в транзите, никогда не должны открываться в море и в них никто не должен входить. Если необходимо, то входить должны, по крайне мере, два человека в соответствующих средствах индивидуальной защиты, с надетыми ремнями безопасности прикрепленными к тросу, трос контролирует человек снаружи этого помещения, также оснащенный аппаратом сжатого воздуха.

Перед приходом судна, обычно не менее, чем за 24 часа, капитан должен проинформировать соответствующие власти страны и портов захода о том, что проводится фумигация в транзите. Эта информация должна включать тип используемого фумиганта, дату фумигации, грузовые помещения, где проводилась фумигация, информацию о том, была ли начата вентиляция. По прибытию в порт выгрузки капитан должен также предоставить эту информацию.

 

      5. ДЕГАЗАЦИЯ

 

      Дегазация – процесс удаления токсичного газа из фумигированного пространства или продукции.

      Дегазация грузов в трюмах осуществляется активным или пассивным способом. Для ее ускорения применяют активное вентилирование, используя вентиляцию трюмов. При дегазации необходимо внимательно соблюдать меры по технике безопасности.

     Перед открытием вентиляционных головок трюмов на судне должны быть задраены иллюминаторы и входные двери в помещения надпалубной настройки, а с палубы удалены лица, не выполняющие работы по дегазации.

Дегазацию лучше проводить при боковом ветре.

При пассивной дегазации сначала открывают металлические крышки, двигаясь по палубе навстречу ветру и делая перерыв на 20 мин после открытия каждого трюма, а  затем открывают вентиляционные трубы.

Активную дегазацию при помощи вентиляционной системы судна проводят примерно в течение двух часов в летнее время и четырех – в осенне-зимний период, открыв  предварительно лазы тамбучин, вентиляторы и заборные воздушные проемы. По истечению этого срока полностью открывают крышки трюмов.

В летнее время вентиляционную систему судна включают на подачу в трюмы наружного воздуха, а в зимнее – на отсасывание его из трюмов, если позволяет ее устройство.

Не ранее чем через 1 час после открытия всех трюмов и лазовых люков, извлечения из зерна остатков разложения препаратов на основе фосфина и отключения вентиляторов рециркуляционной системы специалист фумотряда определяет содержание фосфина в воздухе над поверхностью зерна на высоте 0,5-1,0 м. и в межзерновом пространстве на глубине 0,3 м от поверхности в точках, где отбирают пробы зерна для анализа. Результаты измерений фиксируется в судовом журнале. Извлеченные остатки разложения препаратов оставляют не менее чем на 20-30 мин. открытыми на палубе около трюмов с подветренной стороны для дальнейшего удаления остатков фосфина. Затем их укладывают в тару (коробки, бочки, мешки) не плотно и не закрывают крышкой. За тем вывозят в заранее подготовленное место, согласованное с органами госсанэпиднадзора, например, на  городскую свалку бытового мусора.

      При условии содержания фосфина в воздухе над поверхностью зерна на высоте 0,5-1,0 м не выше 0,1 мг/куб.м, в межзерновом пространстве на глубине до 0,3 м. от поверхности зерна не выше 5,0 мг/куб. м., специалист фумотряда по согласованию с органами госсанэпиднадзора, дает разрешение телефонограммой на досмотр зерна, отбор проб зерна для определения качества фумигации по биоиндикаторам, а также образцам, отбираемым на доступной глубине.

       Если концентрация фосфина в этих точках превышает указанные величины, специалист по фумигации повторяет анализы через 1 ч. дополнительной дегазации.

       Досмотр зерна и отбор проб разрешается проводить только при полностью открытых крышках трюмов и лазов, лишь в том случае, если концентрация фосфина во всех трюмах соответствует вышеприведенным нормам.

       В процессе выгрузки специалист по фумигации периодически контролирует содержание фосфина в воздухе рабочей зоны докеров, особенно около загрузочных люков вагонов.

       Если содержание фосфина в рабочей зоне превысит 0,1 мг/куб.м , разгрузку зерна останавливают на  1 ч. для дополнительной дегазации.

      Запрещается опускаться в трюма с частично выгруженным зерном без предварительной проверки воздушной среды над поверхностью зерна на наличие фосфина.

       Отбор проб воздуха из трюмов с частично выгруженным зерном разрешается проводить только с палубы через резиновые или полихлорвиниловые трубки-зонды, опущенные в трюм к поверхности зерна в точках, где отбирают пробы зерна для анализа.

        Разрешение на спуск в трюм дает специалист по фумигации и лишь в том случае, если в воздухе над поверхностью зерна на высоте 0,5-1,0 м содержание фосфина не превышает 0,1 мг/куб.м.

        В лазовые люки можно опускаться только после полного освобождения их от зерна.

        Спуск человека в трюм и работа его в трюме с частично выгруженным зерном должна проводиться в предохранительном поясе со страховочным концом. На палубе в это время должен находиться другой человек, который обязан непрерывно наблюдать за спускаемым или работающими в трюме. Оба эти лица обязанны иметь при себе средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы).

          Все распоряжения о допуске к производству работ, спускам в трюм, зачистке обязательно оформляются в специальном журнале замеров и производства работ специалистом по фумигации с указанием кто, кому, когда дал распоряжение, а также времени начала и окончания работ в данных зонах. 

 

6.ФУМИГАЦИЯ ГРУЗОВЫХ КОНТЕЙНЕРОВ

Фумигация контейнера в порту перед погрузкой на судно должна проводиться на специально отведенной для фумигации площадке. В соответствии с требованиями п. 6.5.5. Государственных санитарных правил «Транспортировка, хранение и применение пестицидов в народном хозяйстве» № 8.8.1.2.001-98 – запрещается проводить газацию объектов, размещенных на расстоянии меньше 200 м. от жилых и 100 м. от производственных помещений и железнодорожных путей.

Проверка на герметичность и все ремонтные работы по обеспечению герметичности должны проводиться до загрузки контейнера.

            Перед началом обеззараживания специалист фумигационной компании тщательно прове­ряет готовность технических средств, а также го­товность самого объекта к обеззараживанию (жа­люзи контейнеров должны быть заклеены липкой лентой или плотной бумагой, двери контейнеров про­верены на плотность закрывания, отсутствие пере­коса) и только после этого дает указание о начале работы.

 Вокруг контейнеров на расстоянии не менее 10 м производится ограждение канатами (штакет­никами) с красными флажками и устанавливаются предупредительные знаки утвержденного образца. Знаки должны быть хорошо видны, а в темное вре­мя суток освещены.

После завершения всех операций, связанных с подготовкой объекта к обеззараживанию, руководитель фу­мигации телефонограммой извещает администрацию порта (объекта), Госсанэпидслужбу и Госинспекцию по карантину растений о готовности к проведению обеззараживания грузов в контейнерах с указанием применяемых препаратов.

С момента окончания подготовки контейнеров к обеззараживанию на все время обработки на расстоянии не менее 50 м от фумигируемого объекта устанавливают с наветренной стороны пост дежурного специалис­та отряда. Он следит за тем, чтобы в защитную зону, огражденную ка­натами (штакетниками), не проходили лица, не уча­ствующие в фумигации.

После внесения фумиганта двери закрываются и герметизируются, на них крепится наклейка "ОПАСНО" в которой должны быть указаны дата и время фумигации, и тип использованного фумиганта.

Если до проведения полной дегазации контейнер необходимо погрузить на судно для дальнейшей транспортировки, то время отстоя контейнера между внесением фумиганта и погрузкой на борт судна должно быть  при фумигации фосфином – 48 часов. Этого времени достаточно, чтобы удостовериться в герметичности контейнера или для восстановления его герметичности в случае обнаружения утечек газа. При фумигации контейнера в транзите капитан судна должен иметь на борту средства индивидуальной защиты и газоанализа.

Контейнер, закрытый после дегазации, при повторном открытии должен быть дополнительно провентилирован ввиду возможной десорбции газа из фумигированной продукции.

 

 

7.ФУМИГАЦИЯ  ДРЕВЕСИНЫ ФОСФСНОМ В ТРЮМАХ СУДОВ  В  ТРАНЗИТЕ.

Исследования по фумигации фосфином древесины проводились ученными в США, Австралии, Китае и Новой Зеландии, России, Турции и др. странах. Согласно режима обеззараживания продукции (Методическое, нормативное  руководство «Карантинная фумигация» - 2001г.) предлагаются следующие схемы обеззараживания:

 Технология фумигации древесины сильно зараженной вредителями.

Груз, необработанный лесоматериал, в основном свежеспиленные неокоренные сосновые бревна, грузятся  в трюма морских  судов. Время рейса, в среднем, составляет от 3-х до  18 суток. Учитывая, что лес влажный, и древесина, довольно быстро и в достаточно большом количестве, адсорбирует фосфин,  применяется следующая технология. После погрузки леса в трюма, закладывается фумигант фосфид алюминия (гранулы в фумисливах или бланкеты) в дозировке 2,0 г/м3 по фосфину (6,0 г/м3 фосфида алюминия). Трюма герметизируются и судно уходит в рейс.  Общее время экспозиции составляет от 3-х до 5-ти суток.  После этого трюма вентилировать до прихода судна в порт. Технология, гарантирующая 100% гибель всех стадий жуков-короедов, требует, чтобы средняя концентрации в течении 5-ти  дней была не менее 200 ppm.

Профилактическая фумигация

               Технология по фумигации окоренного лесоматериала фосфином в трюмах судов следующих в Турцию. В трюмах судов с установленной системой рециркуляции и температурой воздуха в трюмах от 150С и выше, дозировка составляет  0,8 – 1,0 г/м3 фосфина (2,4 г/м3 фосфида алюминия) и экспозиции от 3-х до 5-ти суток. Без системы рециркуляции, для трюмов глубиной 5 м и менее и температуры воздуха от 15 до 200С, дозировка 0,85 г/м3 фосфина (2,55 г/м3) и экспозиция от 3-х до 5-ти суток и более, для той же глубины трюмов и температуре выше 20 гр. С – дозировку можно уменьшить до 0,8 г/м3 фосфина. Для трюмов глубиной более 5 метров и температуры от 150С и выше дозировка должна быть 1,2 г/м3 фосфина (3,6 г/м3 фосфида алюминия), экспозиция от 3-х до 5 дней и больше.

Фумигация древесины разрешена препаратами на основе фосфида алюминия при температуре воздуха от + 5 гр. С и выше, препаратами на основе фосфида магния  - от 0 гр. С и выше .

Ввиду сильной влажности древесины и конденсата, который собирается на внутренней стороне крышек трюмов, фумисливы (с таблетками фосфида алюминия) закрываются от капель сверху полиэтиленовой пленкой в виде закрытого сверху и открытого снизу конуса. Фумисливы крепятся так, чтобы не контактировать с мокрыми переборками и древесиной.

8. ПОДГОТОВКА ЭЛЕВАТОРОВ, ХПП, СКЛАДСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ, ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ  И ДР.  ПРЕДПРИЯТИЙ  К ПРОВЕДЕНИЮ ОБЕЗЗЗАРАЖИВАНИЯ.

              Перед проведением всех видов обеззараживания (фумигация
аэрозольная дезинсекция) в обязательном порядке
проводится механическая очистка подлежащих обеззараживанию
объектов. Во избежание распространения вредителей и пыли механическая очистка должна, как правило, выполняться с использованием промышленных пылесосов.

   В складах механической очистке подвергают: стены, перегородки, балки, столбы, стропила, карнизы, потолки, полы, окна,
двери, щиты, трапы, а также станину верхнего транспортера,
нижнюю галерею, верхний и нижний транспортеры, сбрасывающие
тележки и другое оборудование. В окладах, оборудованных стационарными установками для активного вентилирования зерна и аэрожелобами, подвергают очистке каналы и решетки этих установок.

Деревянные настилы у дверей и плинтусы снимают, пространства под ними очищают и их укладывают на место только после обеззараживания склада.

Имеющиеся в цементных и асфальтированных полах трещины и выбоины вычищают, трещины предварительно расшивают. После окончания обеззараживания эти места заделывают цементом или асфальтом.

Свободные от зерна склады, подлежащие аэрозольной дезинсекции, после механической очистки промывают струей воды под давлением. Склады, подлежащие фумигации и аэрозольной дезинсекции, промывают после экспозиции и полной их дегазации.

Перед проведением фумигации зерна или продукции механиче­ской очистке подвергают свободную часть помещения, балки, карнизы, столбы, окна, двери и т. п., укрывая зерно и штабеля с продукцией брезентами и принимая другие меры предосторожности, предотвращающие попадание сора и пыли на зерно и продукцию.

Одновременно со складами очистке подвергают все связанные с ними помещения и линии для поточной обработки зерна.

 В элеваторах, после освобождения силосов от    остатков зерна пускают оборудование на холостой ход на 10—15 мин   при включенной аспирации при этом верхние люки силосов и нижние задвижки должны быть открыты.

Очистку элеваторов, а также сушильно-очистительных, молотильно-очистительных башен и зерносушилок начинают с верхних этажей. Очистке подвергают стены, полы, потолки всех помещений, силосы, приемные и отпускные закрома, весовые устройства, зер­ноочистительное оборудование, сушильные шахты, диффузоры, трубопроводы, головки и башмаки норий, норийные трубы и ленты в них, транспортеры, самотеки, вентиляторы, пылевые камеры, фильтры, циклоны и другое оборудование. В силосах элеваторов особое внимание уделяют очистке конусов и выпускных отверстий, а также верхней части стенок и верхних перекрытий силосов, где в результате конденсации влаги и скопления органической пыли об­разуется плотная, трудно удаляемая корка.

Очистку помещений предприятий начинают с обметания потол­ков, балок и верхней части стен. Затем очищают все оборудование, в том числе не работавшее, обметают нижнюю часть стен, очищают полы, извлекая просыпи из-под оборудования, из щелей, выбоин, из-под плинтусов.

 При проведении механической очистки оборудования его час­тично разбирают.

Разборка оборудования производится в возможно меньшем объеме, определяемом комиссией, проводящей предварительное обследование, но достаточном для полной очистки его и создания условий для свободного доступа препарата.

Очистку оборудования проводят следующим образом:

очищают ершами норийные трубы и самотеки, материалопроводы, приемники и разгрузители; в нориях особенно тщательно очи­щают головки, башмаки, ковши и ленты;

все шнеки, редлеры и другое транспортирующее оборудование очищают внутри и снаружи;

открывают очистительные лючки и очищают всю аспирационную сеть;

очищают конусы вальцовых, вальцедековых станков, ситовеек, молотковых дробилок, обоечных и других машин от накопившегося в них продукта и пыли;

разбирают рассева и очищают все рамы с ситами, разъединяют и очищают деревянные подрассевные патрубки; ситовые рамы складывают штабелями с прокладкой между ними деревянных брусьев;

очищают магнитные аппараты и электромагнитные сепараторы;

открывают коробки фильтров, и после встряхивания рукавов очищают их;

в сепараторах и других зерноочистительных машинах очищают сита, ситовые рамы, станины, патрубки аспирационных каналов; очищают все закрома; в случае повреждения металлической об­шивки закромов, ее снимают для удаления накопившегося между стенками закрома и обшивкой продукта, и восстанавливают после фумигации; производят очистку пространств между закромами и стенами помещения; плинтусы полов и норий в местах, где вероят­ны просыпи зерна или продукции, вскрывают, пространство под ними очищают и после обеззараживания восстанавливают.

 Для предотвращения утечки газа или аэрозоля при проведе­нии фумигации или аэрозольной дезинсекции после механической очистки проводят герметизацию обеззараживаемых объектов.

При подготовке объекта к фумигации герметизацию   проводят особенно тщательно, причем заделывают все, даже мелкие, щели в стенах, крыше, окнах, дверях и т. п., через которые возмож­на утечка газа.

В складах особое внимание обращают на герметизацию крыш, мест соединения кровли со стенами, фронтонов, оконных и двер­ных проемов, наружных отверстий каналов активной вентиляции пли аэрожелобов.

При фумигации деревянных складов делают сплошную промаз­ку лазов и щелей.

На предприятиях, в элеваторах, сушильно-очистительных и молотильно-очистительных башнях, зерносушилках закрытого типа перекрывают заслонками  и заделывают герметизирующим составом или пленкой выходящие наружу вентиляционные и другие отверстия, перекрывают и герметизируют сообщающиеся с другими помещениями галереи, аспирационные трубопроводы и материалопроводы, на предприятиях герметизируют все канализационные пуски.

  Перед обеззараживанием элеваторов из сборного железобетона по всему периметру силосных корпусов заделывают монтажные щели между верхними краям стенок силосов и надсилосными плитами, а также соединительные швы днищ силосов, состоящих из сборных элементов.

  Во всех случаях при подготовке к обеззараживанию в элевато­рах герметизируют щели в задвижке выпускного люка, а также места соединения металлической части конуса с бетонной.

 При проведении герметизации отверстия и щели заделы­вают с наружной стороны.

В многоэтажных зданиях, где невозможно проведение гермети­зации с наружной стороны, допускается герметизация в верхних этажах с внутренней стороны, с обязательной предварительной очисткой заделываемых мест. С внутренней стороны герметизируют также отверстия и про­межутки между верхними краями силосов и надсилосной плитой в силосных корпусах элеваторов.

 Отверстия и щели заклеивают плотной бумагой, липкой полиэтиленовой лентой, или заделывают составом, изготовляемым по следующей рецептуре:

два ведра песка и одно ведро глины разводят водой и тщатель­но перемешивают до получения однородной массы.

  Для герметизации окон и дверей, а также выходящих наружу крупных отверстий — патрубков каналов стационарных установок для активного вентилирования и аэрожелобов, мест выхода венти­ляционных и аспирационных труб, отверстий отпускных труб силосов, мест выхода наружу транспортеров в складах и т. п., разгру­зочных, загрузочных, лазовых и других люков силосов, в которых проводится фумигация зерна, трюмных люков, окон и дверей скла­дов целесообразно использовать синтетические пленки: полиамидную (ПК-4, Перфоль), полихлорвиниловую (В-118), полиэтилено­вую (толщиною не менее 100 мк).

  В тех случаях, когда требуется небольшой объем герметизации (заделка мест ввода в газируемый объект газопроводов или шлан­гов, подающих фумигант, герметизация мест утечки фумиганта и т. п., удобно использовать пластилин.

  Состояние герметизации обязательно проверяют накану­не проведения работ по обеззараживанию, а также следят за ним в течении экспозиции, обнаруженные места утечки газа дополнитель­но герметизируют.

  За своевременное и правильное проведение герметизации несет ответственность руководитель предприятия. Руководитель работ по обеззараживанию инструктирует выделенных объектом работников о том, какие работы по герметизации должны быть выполнены, а также принимает законченные работы.

 

  1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРО-ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТИ.

 

      Обработка продукции препаратами на основе фосфина представляет опасность в возникновении пожара, поскольку сопровождается выделением пожаро-взрывоопасного газа фосфина, нижний концентрационный предел воспламенения которого составляет 1,79-1,89% по объему или 23,8-26,4 г/куб.м.

      При попадании капельножидкой воды непосредственно на препарат  процесс разложения препаратов и выделение фосфина значительно усиливается с выделением большого количества тепла, что может вызвать самовозгорание фосфина и создать взрывоопасную ситуацию. Эти же условия могут способствовать образованию дифосфина -  горючего газа, обладающего способностью самовоспламеняться в воздухе.

      При выполнении работ с парами на основе фосфина должны соблюдаться требования по обеспечению пожаро-взрывоопасности.

Запрещается проводить обработку препаратами на основе фосфина зерна, имеющего влажность ниже 15%. При влажности ниже 15% реакция разложения фосфина алюминия или магния, происходит замедленно и поэтому в порты разгрузки, могут прибывать суда с неразложившимся препаратом.

Не допускать прямого контакта препаратов на основе фосфин с водой или любой другой жидкостью.

Запрещается пользоваться в период выполнения работ с препаратами на основе фосфина открытыми источниками огня (проводить газосварочные работы, курить и т.д.), а также проводить ремонтные работы на расстоянии ближе чем 5 м. от фумигируемых трюмов.

Все работы с препаратами на основе фосфина и с остатками их разложения должны проводиться на открытом воздухе. В случае самовоспламенения или загорания остатков разложения препаратов необходимо принять меры к тушению пожара. Работы по тушению пожара в грузовых и закрытых помещениях проводить в изолирующих дыхательных аппаратах сжатого воздуха (которых на борту судна с запасными баллонами со сжатым воздухом должно быть не менее трех штук). Ликвидация пожара на открытых палубах проводится в панорамных газ масках с фильтрующим элементом против фосфина или угарного газа. Для тушения препаратов фосфина используются огнегасящие порошковые огнетушители ОП-5 и т.д., а также подручные средства: песок, сода, мел, тальк, графит.

Запрещается применять для тушения воду и пенные огнетушители.

 

         10.СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

 

      Фосфин оказывает токсичное воздействие, попадая в организм через органы дыхания. Взаимодействие газообразного фосфина с кожным покровом опасности не представляет. Вследствие этого для защиты от поражающего действия фосфина используется только средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие противогазы и изолирующие дыхательные приборы.

 

      10.1. ФИЛЬТРУЮЩИЕ ПРОТИВОГАЗЫ

 

В противогазах отечественного производства для защиты от фосфина используется фильтрующие коробки Е (коробка черного цвета) и БКФ (коробка защитного зеленого цвета). Коробки с белой полосой снабжены аэрозольным фильтром, обеспечивающим защиту от фумиганта в присутствии пыли, дыма, тумана.

      Время защитного действия от фосфина при концентрации фосфористого водорода 10 мг/куб.м. составляет:

  • для коробок марки Е – 360 минут (с аэрозольным фильтром –120 минут);
  • для коробок марки БКФ 110 минут.

При более низких концентрациях продолжительность защитного действия коробок  увеличивается.

Если концентрация фосфористого водорода не превышает 50 ПДК (5 мг/куб.м.), то для защиты можно использовать противогазные коробки М, предназначенные для защиты от окиси углерода в присутствии вредных веществ, в том числе фосфористого водорода.

      Для сохранения защитных свойств противогаза его коробку следует оберегать от ударов. Помятые и побитые коробки (при встряхивании которых пересыпается содержимое) необходимо заменить. Каждая коробка должна быть снабжена паспортом, в котором записывается вес ее до работы, продолжительность ее использования и вес по окончании работы. То же самое делается после каждого использования коробки. При увеличении веса по сравнению с первоначальным на 35 г. коробка заменяется на новую.

      Отработанность противогазных коробок определяется по появлению под маской противогаза малейшего постороннего запаха. В этом случае необходимо выйти из рабочей зоны и заменить коробку на новую.

      Панорамные газ-маски выпускаются безразмерными, они имеют удобную систему индивидуальной подгонки при помощи ремней.

      Для проверки собранного противогаза на герметичность надо надеть на лицо газ-маску с фильтром, закрыть отверстие в дне коробки ладонью и попытаться сделать 3-4 глубоких вдоха. Если это невозможно, то противогаз собран правильно и герметично. Если воздух при вдохе проходит, пользоваться противогазом нельзя.

 

10.2. ИЗОЛИРУЮЩИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

 

      При недостатке свободного кислорода в воздухе (ПДУ кислорода – 18 об.%), а также когда состав токсических примесей в атмосфере неизвестен или же концентрация ядовитых паров и газов настолько высока (свыше  0,5об.%), что их трудно задержать путем фильтрации, применяются изолирующие дыхательные приборы типа «ПШ-2», которые обеспечивают поступление в органы дыхания извне чистого воздуха, свободного от вредных примесей.

Кроме этого на судах имеются изолирующие дыхательные приборы – аппараты сжатого воздуха типа АСВ-2.

      Использование изолирующих дыхательных аппаратов сжатого воздуха производится членами экипажа, прошедшими специальное обучение в соответствии с инструкциями по эксплуатации этих аппаратов.

 

          11. МЕРЫ ЛИЧНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

 

Согласно Закону Украины «О пестицидах и агрохимикатах», транспортировка, хранение и применение пестицидов и агрохимикатов должна проводиться согласно с Государственными санитарными правилами «Транспортировка, хранение и применение пестицидов в народном хозяйстве» и «Инструкцией по технике безопасности при хранении, транспортировке и  применению пестицидов в сельском хозяйстве», ответственность за соблюдение этих правил несут лица, применяющие пестициды и агрохимикаты.

К проведению работ по обеззараживанию груза на морских  и речных судах допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и получившие положительное врачебное заключение, специально обученные работе с ядохимикатами, хорошо знающими их свойства, умеющими пользоваться защитными средствами, а также оказывать первую помощь при отравлении фумигантами.

Запрещается допуск к работам с фумигантами лиц, имеющих противопоказания к выполнению работ по обеззараживанию грузов на судах, а также не способных длительное время работать в противогазе по заключению врача.

При работе на грузовой палубе и в трюмах на время закладки фумиганта должно быть не менее трех человек один представитель специалистов фумотряда периодически контролирует, чтобы в зону проведения фумигации не попадали не задействованные в фумигации лица.

Руководитель работ по обеззараживанию груза с помощью газоанализатора и индикаторных трубок ведет систематический контроль за отсутствием фосфина (или наличие его в допустимых пределах) в воздухе рабочей зоны и в случае обнаружения концентрации ядохимиката более 0,1 мг/куб.м. немедленно принимает меры по обеспечению безопасности людей.

       Руководитель работ по фумигации груза на судне инструктирует о правилах техники безопасности, мерам первой помощи, проверяет наличие СИЗ и СИЗОД у каждого работника отряда.

Работники, имеющие жалобы на состояние здоровья или не прошедшие инструктаж по технике безопасности, к работе по фумигации не допускаются.

По окончании работы с препаратами фосфина надлежит принять душ, сменить белье и одежду. Со спецодежды удаляется пыль, затем она тщательно проветривается на воздухе.

Прием пищи и курение разрешается в отведенных на судне местах и только после мытья рук.

Работы по фумигации (ввод препаратов фосфина) можно проводить круглосуточно при обеспечении службами порта, судна достаточного освещения трюмов судна и причала (не менее 50лк.)

Общая продолжительность рабочего дня на работах, связанных с фосфином не должна превышать 4 часа. В дни работы с фосфинными фумигантами сотрудники отряда получают бесплатное спецпитание по установленным нормам.

В некоторых случаях фумигационный отряд, санэпидстанция и соответствующие службы порта обязаны принимать дополнительные меры по технике безопасности, исходя из конкретных условий обеззараживания груза, особенно при аварийных ситуациях.

 

        

 

  12. ПРИЗНАКИ ОТРАВЛЕНИЯ.

Фосфористый водород является ядом, действующим преимущественно на нервную систему и нарушающим обмен веществ. Влияет также на кровеносные сосуды, органы дыхания, почки, печень. Яд поступает в организм человека через органы дыхания. При проглатывании препарата возникает желудочно-кишечные симптомы – рвота, боль в желудке, головокружение.

Для организма человека представляет опасность как кратковременное вдыхание больших концентраций газа, так и длительное вдыхание малых концентраций фосфористого водорода.

Принято различать острое и хроническое отравление фосфористым водородом. Острое отравление в свою очередь подразделяется  на легкую, среднюю и тяжелую степени.

В легких случаях острого отравления наблюдаются боли в области диафрагмы, отдающие в спину, чувство холода, позже развивается бронхит.

В случае средней тяжести – страх, озноб, рвота, ощущение стеснения в груди, резкое удушье, загрудинные боли, иногда сухой кашель, жгучая боль в затылке, головокружение, шум в ушах, общая слабость, обложенный язык, отсутствие аппетита, жажда.

При длительном поступлении в организм фосфористого водорода в малых количествах может наступить хроническое отравление ядом, характеризующееся следующими симптомами: расстройство зрения, аккомодация походки и речи, слабость, бронхиты, расстройство пищеварения, малокровие, лейкопения, жировое перерождение печени.

Кумуляционного действия у препарата не наблюдается.

 

          13. ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ.

 

При первых признаках отравления фосфином, поступившим в организм через дыхательные пути, необходимо  немедленно вывести пострадавшего из опасной зоны, снять с него спецодежду, поместить в теплое, хорошо проветриваемое помещение. Использовать кислородную подушку. Поить черным кофе или крепким чаем, прикладывать грелки к конечностям.

В случае потери сознания, поднести к носу нашатырный спирт, при прекращении дыхания необходимо сделать искусственное дыхание, предварительно обеспечив доступ  свежего воздуха. При остановке сердца проводят наружный массаж через грудную клетку.

При попадании препарата внутрь организма – вызвать рвоту.

Давать внутрь 1%-й раствор медного купороса (1г. на 100 г. на 100 г. воды через каждые пять минут по чайной ложке или 0,1%-й раствор марганцовокислого калия (1 г. на 1 л. воды) по столовой  ложке каждые 15 минут до наступления рвоты, либо искусственно вызвать рвоту путем механического раздражения задней стенки глотки.

      Категорически запрещается давать молоко, касторовое масло, яйца, растительные и животные жиры. Показано обильное щелочное питье (чайная ложка питьевой соды на стакан воды) или боржоми. 

      Во всех случаях отравления необходимо вызвать врача. При ослаблении сердечной деятельности применяются сердечные средства: камфара, кофеин, кордиамин. Внутривенно – 40%-й раствор глюкозы (20-30мл.) с аскорбиновой кислотой (до 300 мг.). При нарушении дыхательной функции – вдыхание кислорода, бронхолитические средства, кодеин. По показаниям осуществляют искусственное дыхание, подкожно вводят 1%-й раствор лобелина (1 мл.) или цититона (1 мл.).

      В случае легочной формы отравления рекомендуется дать максимальные дозы глюкокортикоидов (500-1000 мг. Преднизолона в первый день).

      При блокировании дыхательных ферментативных систем нужно проводить замещающие (обменные) переливания крови. В тяжелых случаях следует произвести кровопускание (200-300 мл. крови), но только если максимальное артериальное давление не ниже 105-100 мм рт. ст.

      При хронических отравлениях необходимо назначить общеукрепляющее лечение, усиленное питание, препараты кальция и витамин С. При отравлениях тяжелой и средней степени пострадавшего следует госпитализировать.

      При контакте кожных покровов с остатками препаратов эти участки кожи надо обильно промыть водой с мылом или слабым раствором питьевой соды.